Питер Эрскин о фильме "Одержимость"

Питер Эрскин о фильме "Одержимость"
Барабанщик Питер Эрскин начал свою профессиональную карьеру в подростковом возрасте, проведя три года со знаменитым Калифорнийским джаз-бэндом Стэна Кентона, прежде чем совершить судьбаносный скачок к Weather Report, фьюжн-супергруппе, в которую входили саксофонист Уэйн Шортер, клавишник Джо Завинул и Пионер электрического баса Жако Пасториус. Он был с этой группой в течение четырех лет и пяти альбомов, прежде чем перейти на новый уровень: более чем 600 записей, начиная от Барбры Стрейзанд и заканчивая Кейт Буш. В октябре прошлого года Эрскин выпустил "No Beethoven: an Autobiography & Chronicle of Weather Report", в котором подробно описал свою блестящую карьеру на сцене.

В течение последних 10 лет Эрскин занимал должность директора по изучению ударных инструментов в музыкальной школе Торнтона Университета Калифорнии. Его разнообразный опыт за установкой и перед классом сделал его идеальным кандидатом для обсуждения фильма "Одержимость", о молодом барабанщике (Майлз Теллер) под неизбежным и оскорбительным контролем директора его оркестра (Дж.К. Симмонс). Эрскин недавно участвовал в съемках бонусных материалов для DVD-релиза фильма, но его мнение о фильме никто до сих пор так и не узнал.

Вы когда-нибудь сталкивались с таким педагогом, как Джей-Кей Симмонс (директор оркестра)?

Я играл под управлением суровых и требовательных дирижеров, а также под контролем критических ушей некоторых довольно-таки жестких лидеров коллективов. Я всегда получал равное количество похвал и критики от самых деспотичных из них. Дирижер или руководитель оркестра добьется хороших результатов только в том случае, если он проявит столько же любви или энтузиазма, сколько и дисциплинированности или твердости. Быть придурком, в конечном счете, саморазрушительно в музыкальном образовании: во-первых, группа не будет хорошо реагировать; во-вторых, такие дирижеры получают анафему от других педагогов, которые в конечном итоге выступают в качестве судей на конкурсных музыкальных фестивалях - такие оркестры никогда не победят (судьи позаботятся об этом).

2.jpg

Как вы думаете, какое впечатление о джазовом обучении будет у широкой публики после просмотра фильма?

Я разочарован тем, что в фильме не показана радость от музицирования, которая почти всегда является частью репетиций и выступлений большого ансамбля. Музыканты делают музыку, потому что они любят музыку. На мой взгляд, ничего из этого на самом деле в фильме нет.

Кроме того, искажение истории о Джо Джонсе, бросающем тарелку к ногам Чарли Паркера, вполне может привести людей к мысли, что Джо Джонс действительно, как персонаж Джей-Кей Симмонса, пытался обезглавить Чарли Паркера на том эпохальном джем-сейшене в Канзас-Сити, где реальный Чарли Паркер попытался сыграть свою новую импровизацию, основанную на  дабл-тайме и более или менее хорошо с этим справился. В конце концов Папа Джо Джонс швырнул тарелку к юным ногам Чарли Паркера, словно гонг, чтобы тот просто убрался с эстрады. Джазовые мастера могут быть жесткими, но в фильме эта история подана совершенно неверно.

Что вы думаете о выступлении Теллера в качестве барабанщика?

Это фильм, и актер хорошо поработал. Барабанщик, который делал предварительную запись, проделал очень хорошую работу. Теллер - хороший актер. Он так себе барабанщик: его руки в беспорядке с точки зрения техники, захвата палочек и т. д. и ни один истинный поклонник Бадди Рича никогда не настроит свои барабаны так, как это делает персонаж Теллера в фильме. 10-дюймовый том? Под углом? С тарелкой крэш под таким углом? Нет, полная фигня. Кроме того, это "победное" соло на барабанах в конце фильма - очень проходная вещь. Если бы действие фильма происходило "сейчас", любой барабанщик, играющий так на конкурсном джазовом фестивале - особенно в Нью-Йорке - получил бы тарелкой по ногам, брошенной призраком Папы Джо Джонса, ну, или я сделал бы это за него. Теперь я знаю, что чувствуют профессиональные фотографы, когда видят актера, изображающего сцену, похожую на фотосессию, где фотограф никогда не беспокоится о том, чтобы сфокусировать любой из снимков, которые он или она делает.

3.jpg

Что вы думаете о визуальном представлении джаза в фильме?

Учитывая, что фильм был снят за (как сообщается) короткий промежуток времени, я думаю, что режиссер и редактор проделали очень хорошую работу. Барабанщик, выползающий из крупной автомобильной аварии, а затем каким-то образом умудряющийся попасть на сцену, чтобы играть, истекая кровью, в этом важнейшем региональном конкурсе биг-бэндов (где нет никаких других групп?) – ну, так себе история, конечно же. Музыканты сидят с каменными лицами, а дирижер снова и снова поднимает кулак, чтобы остановить оркестр. У джаза слишком много свободного духа, такое поведение – едва возможно. Я никогда не видел, чтобы оркестр действовал в таком духе, или чтобы он играл "живую" музыку без "права на ошибку". И еще: если кто-то хочет проверить мою способность играть в темпе: дайте мне 4 удара, а не только два. Услышав два удара, невозможно определить темп, Мистер Дирижер!

Какова конечная цель директора оркестра колледжа?

Вдохновлять своих учеников получать максимум от музыки, отдавая максимум музыке. Да, нужно вдохновлять и прививать чувство дисциплины и ответственности, но также необходимо показать студентам, что они получат в качестве награды в результате концентрации и хорошей игры, а также работы в команде. В то же время, нужно помочь каждому потенциальному импровизатору почувствовать уверенность и дать веру в собственный сольный голос, нужно все время увеличивать словарный запас музыкантов и знание языка музыки. Это то, что я пытаюсь сделать в Торнтонской музыкальной школе при Университете Калифорнии, и я знаю, что мои коллеги-профессора, включая Боба Минцера, Алана Паскуа, Патриса Рашена и Криса Сэмпсона, делают то же самое. Я не могу себе представить, чтобы наш декан Роб Кутьетта смирился хотя бы с долей того поведения, изображенного в фильме. Но, как я уже сказал, это фантазия, это Голливуд.

4.jpg

Между тем есть одна очень реальная деталь в фильме - композиция под названием "Whiplash", которая служит вдохновением и фоном для фильма. Знаковая вещь для меня, потому что композитор и аранжировщик этой пьесы, покойный Хэнк Леви, много работал с оркестром Стэна Кентона (в то время я был как раз участником этого оркестра, примерно с 18 лет), а также с оркестром Дона Эллиса (который записал "Whiplash" еще в 1974 году или около того; Ральф Хамфри был оригинальным барабанщиком). Хэнк был прекрасным человеком, и он заставил все свои студенческие группы звучать невероятно.

К списку новостей Следующая новость